Финансовое мобильное приложение для пользователей, которые не умеют читать
В 2017 году к нам обратилась компания Humaniq с предложением создать блокчейн-платформу и финансовое мобильное приложение. Сложность задачи была в том, что целевая аудитория — жители развивающихся стран Африки и Азии, а там только начинают осваивать финансовую грамотность, да и с обычной грамотностью все непросто: люди часто не умеют читать и писать даже на родном языке.
Что касается финансовой грамотности, то, по данным аналитиков проекта, в этих странах от 30 до 52 % населения не имеет доступа к банковским услугам и опыта использования современных финансовых инструментов. Humaniq как образец технологии блокчейн и ее применения должен был стать таким инструментом, позволить пользователям осуществлять денежные переводы друг другу, дать возможность малому бизнесу обслужить свои потребности в платежах.
Перед нами поставили задачу разработать децентрализованное приложение с очень специфическими требованиями и ограничениями. В процессе разработки необходимо было учитывать следующее:
- Мобильные устройства у пользователей слабые.
- Пользователи не умеют читать и писать.
- Если умеют читать, то на родном языке, а это сотни языков, и приложение должно быть понятно их носителям.
- Служба поддержки должна отвечать пользователям на всех языках.
- У пользователей, не владеющих грамотой, должна быть возможность общаться через приложение.
- Пользователи не понимают, что такое безопасность в Сети и как ее обеспечить.
![humaniq image](/sites/default/files/upload_ck/cases/humaniq/06.png)
Работаем на слабом железе
В 2015 году Google запустил программу реализации доступных смартфонов для бедных стран. Также в этих странах популярностью пользуются самые дешевые китайские телефоны. На эти слабые телефоны предстояло ориентироваться и делать блокчейн-приложение для Android.
Всё покажем
Привычные финансовые приложения созданы по схеме «прочитал — сделал». К примеру, читаем сообщение: «Для регистрации укажите свое имя и номер телефона», «Укажите номер карты получателя», «Подтвердите платеж кодом из SMS» — выполняем указанные действия. Те, кто уже имеет опыт работы с такими приложениями, читают эти сообщения на уровне фонового внимания, выполняют многие операции интуитивно, на автомате. Но пользователи, впервые столкнувшиеся с подобными приложениями, без инструкции работать не смогут.
Было принято решение, что раз аудитория Humaniq не умеет читать, то всю информацию о последовательности действий мы будем доносить через изображения. Наши UX/UI-специалисты проанализировали все сценарии и вместе с дизайнерами создали изображения, поясняющие действия, которые требуются от пользователя в тех или иных ситуациях. К примеру, при регистрации в приложении необходимо сфотографировать себя — картинки показывают, как это сделать.
![Humaniq face](/sites/default/files/upload_ck/cases/humaniq/02.png)
Искусственный интеллект, который узнаёт
Стандартные способы обеспечения безопасности работы с приложением не подходили. Пользователи во многих странах Африки и Азии не имеют опыта хранения пароля и не понимают, что его потеря может привести к неприятностям, не сталкивались с мошенниками, которые выманивают у жертв логины, пароли, коды сообщений, подтверждающих проведение операции.
Мы реализовали регистрацию в приложении и подтверждение платежей с помощью биоидентификации — через распознавание лица. Основой стал сервис FindFace. Его интегрировали в приложение, и результаты первых лабораторных тестов оказались хорошими.
Однако во время тестового запуска применение технологии FindFace преподнесло сюрприз — алгоритм был натренирован на лицах европейцев, а не на лицах с темным цветом кожи. Система не могла определить индивидуальные особенности лиц, выделить детали на темных участках, особенно если снимок был сделан при недостатке света. Добавляло проблем и то, что в целевых регионах люди пользуются дешевыми телефонами с плохими фронтальными камерами. Мы обратились к разработчикам сервиса, и они смогли решить эти проблемы, в итоге вышел апдейт, который гарантировал необходимый результат.
У идентификации по лицу есть одно уязвимое место: ее можно провести по фотографии. Чтобы исключить этот вариант, в приложении мы предлагаем пользователям не просто сфотографировать себя, а сделать несколько кадров с разными эмоциями. Это гарантирует, что в кадре живой человек. Инструкция о том, как нужно выражать эмоции, соответствует бестекстовой концепции и выполнена через набор изображений.
Подход к паролям также был изменен. Человеку, не умеющему писать, сложно запомнить бессмысленные закорючки английского алфавита. А вот значки — вполне. Для каждого пользователя приложение генерировало набор символов из геометрических фигур, листиков, грибочков.
![humaniq app interface](/sites/default/files/upload_ck/cases/humaniq/hum_0001.png)
Говорящий кошелёк
При осуществлении переводов друг другу пользователи должны иметь возможность общаться. Как оказалось, многие представители целевой аудитории активно используют WhatsApp — обмениваются через него голосовыми сообщениями. Так пришли к идее голосовых чатов.
В форме голосового чата реализовали концепцию работы службы поддержки. Суть концепции в том, что голосовое сообщение пользователя сначала преобразуется в текст и переводится на английский язык. Специалист службы поддержки дает письменный ответ, который преобразуется в голосовое сообщение на языке пользователя. Для распознания голоса использовался сервис Google Cloud Speech-to-Text. Для преобразования текста в голос — сервис Amazon Amazon Polly, так как Google на тот момент не умел это делать.
Механизм показал хорошие результаты работы с теми языками, которые Google уже поддерживает, а это 120 языков. Но пока не охвачены все необходимые для проекта языки. Количество поддерживаемых языков растет, и в ближайшем будущем такую систему поддержки пользователей можно будет развернуть в полной мере.
![what is humaniq](/sites/default/files/upload_ck/cases/humaniq/hum_002.png)
![Humaniq Photos](/sites/default/files/upload_ck/cases/humaniq/hum_003.png)
Переводы без комиссии
Для Humaniq на базе Ethereum с использованием стандарта ERC-20 был создан собственный токен HMQ. Приложение, по сути, является его кошельком с дополнительными функциями. В блокчейн-сети Ethereum предусмотрены комиссии за перевод криптовалюты между кошельками, но проект ориентирован на людей с маленьким доходом. Было важно осуществлять переводы без комиссий внутри системы. Чтобы полностью исключить комиссию за переводы токена HMQ, мы создали приватный блокчейн. Для этого написали на Python специальный прокси-сервис. Это позволило проводить внутренние транзакции, используя собственные вычислительные мощности для обработки блоков и не платя комиссию майнерам, а при необходимости внешних транзакций взаимодействовать с публичным блокчейном Ethereum.
Команда разработки Humaniq
![Humaniq developers team](/sites/default/files/upload_ck/cases/humaniq/img_9624.jpg)
![Humaniq developers](/sites/default/files/upload_ck/cases/humaniq/img_9537.jpg)
Результат работы
Разработать MVP удалось за 6 месяцев. Первый релиз состоялся осенью, а в конце года заработало приложение, уже связанное с внешним блокчейном.
Мобильное приложение Humaniq — это продукт для необычного рынка, с использованием интересных решений, который показывает, что можно работать даже с очень непростой аудиторией. Благодаря этому опыту мы теперь способны создавать приложения, удобством и интуитивной простотой которых будут удивлены даже марсиане.