Объединяем доказательную медицину и технологии

August 2020

Otri — это русско-британский health-стартап. Основатели — предприниматели Иван Дегтярь и Евгений Черешнев — запустили его в рамках деятельности британской компании Biolink.tech. Иван курирует проект в роли СЕО, а Евгений занимается партнёрскими и инвестиционными вопросами.

Вместе они стремятся победить глобальную проблему неполноценности питания, объединяя цифровые технологии и доказательную медицину в один инструмент для персонализации функционального питания. Основатели стартапа хотят, чтобы качество жизни людей выросло за счёт отслеживания показателей здоровья, телемедицины, хороших привычек, позитивных изменений в образе жизни и питания.

Вот что умеет их приложение Otri:

  • Собирает данные регулярных анализов крови для мониторинга важных показателей здоровья, даёт советы по исправлению отклонений до того, как они превратятся в проблемы.
  • Готовит индивидуальные рекомендации по питанию, основанные на результатах анализов и научных данных.
  • Распознаёт товары, используя машинное обучение, и даёт расширенную информацию о питательной ценности, не отражённую на упаковке.
  • Помогает заказывать и планировать медицинские анализы в лабораториях и на дому.

Идея приложения появилась у основателей в конце 2018 года, и они сразу начали работу над демо-версией. В 2019 году они презентовали её и промо-сайт инвесторам и акселераторам, чтобы получить инвестиции на полноценный продукт. Иван и Евгений сделали фокус на американский и британский рынки, но получили предложение партнёрства от российской сети супермаркетов «Азбука Вкуса».

Поиск быстрой и гибкой команды для вывода продукта на рынок

«Азбука вкуса» инвестировала 33 миллиона рублей в Otri. Следующий шаг после сделки — запуск «пилота» в России. Сначала нужно было решить вопрос с разработкой.

Первая мысль — собрать свою команду. Но найм разработчиков с экспертизой в медицине — это долгий процесс и большая вероятность ошибки. За короткий срок невозможно найти квалифицированных сотрудников, настроить менеджмент разработки и наладить эффективную коммуникацию.

Другой вариант — написать техническое задание и отдать работу на аутсорс. Это тоже не подходило, потому что на начальном этапе требования к продукту или функциональность могли поменяться, а для этого требуется гибкость, которой в аутсорс-разработке нет.

Основатели решили, что лучшим решением будет объединить внешнюю команду с внутренней. На тот момент у них уже была накоплена медицинская и научная экспертиза, работали биохимик и нутрициолог. Внешний подрядчик должен был взять на себя разработку и дизайн продукта, а не просто выполнять задачи из ТЗ. Otri нужна была команда, вовлечённая в работу и судьбу проекта. Планировалось, что команда будет работать бок-о-бок с внутренними специалистами, участвовать в созвонах и встречах, проводить демонстрации результатов.

Такая модель взаимодействия лучше всего подходит для построения бизнес-модели eHealth продукта, потому что она позволяет найти конкретную команду дизайнеров и программистов, с которыми вы хотите работать. Кроме того, она позволяет делать короткие итерации и избавляет от прослоек в процессах и ошибок в коммуникации при передаче задач. Поэтому руководство Otri и выбрало Evrone для помощи в разработке: у нас большой опыт использования такой модели сотрудничества и внушительная экспертиза в разработке eHealth-приложений.

Otri application health metrics

Объединяем важную миссию и технологическую экспертизу

Otri предлагает свои пользователям «подписку на комфортную, здоровую жизнь». Их философия фокусируется на построении бизнеса вокруг отношений с пользователями и их здоровьем, а не отдельных функций. Нас вдохновил такой взгляд на решение проблемы, из-за которой умирают миллионы людей и тратятся триллионы долларов в год, и мы захотели быть частью этого решения.

К тому моменту в Otri уже был штатный технический директор и разработчики клиентского мобильного приложения. Команда Evrone присоединилась, чтобы создать бэкенд приложения для диагностики здоровья и хранения анализов, а также проработать бизнес-логику и архитектуру. На дизайнеров легла задача разработки бренда, айдентики и промо-сайта, а также создание интерфейсов и экранов приложения.

Архитектура медицинского приложения

Сервис для улучшения здоровья и качества жизни представлен в виде мобильного приложения (в будущем добавится веб-версия), которое позволяет:

  • зарегистрировать персональный аккаунт с данными о своём здоровье;
  • распознавать еду по внешнему виду;
  • получать советы от системы рекомендаций по полноценному питанию;
  • получать консультации нутрициолога онлайн;
  • заказывать анализы крови в партнёрских лабораториях или на дому/в офисе.

Работает это так: пользователь, который хочет улучшить своё здоровье, регистрируется, сдаёт анализы. Приложение помогает определить текущее состояние здоровья и на основании данных сообщает что именно пользователю есть можно, а что — нельзя. Система работает на основе данных и API, предоставленных Otri.

Рекомендации основываются на результатах анализов. Каждый параметр (например, витамин D, глюкоза, инсулин) сравнивается с нормой и получает метку («в норме», «превышение» и т.д.). На основании этих меток формируется список полезных и вредных продуктов, подбираются статьи для чтения. Всё это добавляется к рекомендациям доктора.

Что ещё мы сделали:

  • Интегрировали платёжные системы, такие как CloudPayments и Яндекс.Касса.
  • Реализовали заказы и ежемесячные подписки.
  • Подключили конвертацию разных валют на основании данных с openexchangerates.org.
  • Интегрировали сервис отправки e-mail.
  • Интегрировали сервис лаборатории, которая предоставляет услуги сбора реальных анализов.
  • Интегрировали сервис отправки live-сообщений.
  • Реализовали основной алгоритм приложения, рекомендующий продукт на основе информации о нутриентах.
  • Добавили интеграцию со Slack для получения отчётов.

Управлением разработкой и реализацией архитектуры занимался штатный технический директор Otri. Мы использовали Python Django для бэкенда, так как он гарантирует высокую скорость разработки. Кроме этого мы добавили машинное обучение и элементы искусственного интеллекта. AI всё чаще используется в разработке для медицины, в основном — в диагностике.

С точки зрения DevOps мы использовали Docker для контейнеризации, Ansible для автоматизации конфигурации и деплоя. В качестве базы данных выбрали PostgreSQL, а в Redis храним данные о валютах. CircleCI используется для удалённого запуска тестов.

Otri app product recognition

Распознавание продуктов на основе машинного обучения

Распознавание продуктов на основе искусственного интеллекта в eHealth — сложное, но многообещающее направление. Это трудно из-за того, что один и тот же продукт может быть снят с разных ракурсов при разном освещении и т.д. Этикетки с мелким шрифтом могут быть вообще нечитаемыми. К счастью, нейросети успешно справляются с этими проблемами.

Мы работали над машинным обучение для Otri почти 2 месяца, обучая приложение распознавать продукты. Вместе с тим лидом внутренней команды мы в 10 раз ускорили время обучения моделей TensorFlow, что очень хорошо для обучающейся модели. Распознавание стало очень быстрым, но наш план — сделать его ещё быстрее.

Otri ehealth app macbook
Otri mhealth app merchOtri medical app watch

Используем айдентику, чтобы превратить продукт в лидера рынка

Целью основателей Otri было создать бренд и айдентику, которая соотносилась бы с их целью захватить лидерство на этом рынке, и превратить свой продукт в жизненно важный инструмент для более чем 2,5 миллионов жителей российских мегаполисов. С учётом того, что продукт — мобильное приложение для отслеживания здоровья питания, пользовательский интерфейс и взаимодействие необходимо было сделать безбарьерным, удобным, но с фокусом на продуктовые метрики и построение эффективной коммуникации с пользователями. Мы начали с прототипирования, UX, классных архитектурных решений при разработке интерфейса медицинского приложения, а потом обернули это в превосходный визуальный стиль.

Все эти задачи, включая брендинг, продуктовый дизайн и дизайн-менеджмент, полностью были в зоне ответственности арт-директора Evrone. Мы помогли Otri разработать айдентику, которая представляет собой серию идеально подобранных образов в прекрасной цветовой гамме, без ощущения шаблонности или дешевизны. Они органично вписываются в цвета бренда и логотип.

Расширение границ

Сейчас Otri находится в стадии пилотного проекта до весны 2021, чтобы увидеть, как рынок отреагирует на продукт. Демо-версия была готова 2 марта 2020-го, а бета-версия — 20 апреля. В конце апреля мы выпустили приложение в App Store для публичного доступа. На конец августа 6000 пользователей наслаждаются его функциональностью и возможностью заказывать анализы. Трафик продолжает расти, а бизнес — развиваться. Основатели уже планируют выход на рынки Америки и Европы (Великобритании, Германии и Франции). Следующий шаг после успеха в России — запуск в США. Конечно, продукт может измениться, так как на каждом новом рынке есть своя специфика. Будут созданы локализованные версии приложения с определёнными наборами функций. Команда Otri планирует продолжить работу с Evrone по мере того, как продукт будет расширяться.

У Evrone потрясающий выбор специалистов и очень низкий шанс ошибки нанять кого-то с недостаточной экспертизой. Это большое преимущество, потому что шанс ошибиться высок, когда собираешь собственную команду. Команда Evrone также очень гибкая: они готовы не просто выполнять задачи по ТЗ, но глубоко погружаться в продукт, интересы пользователей.
Иван Дегтярь
СЕО Otri
Будем на связи
Прикрепить файл
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Допустимые типы файлов: jpg jpeg png txt rtf pdf doc docx ppt pptx.