Fotoshkola.net

Разработка и запуск онлайн фотошколы

Fotoshkola.net — это первый в России edtech-проект по обучению фотосъёмке. Его основная идея — удобные онлайн-курсы по фотографии с быстрой обратной связью по заданиям от преподавателей. Основатель школы — предприниматель Аркадий Акулов. Когда-то он сам увлёкся фотосъёмкой и не смог найти себе обучающий курс: занятия проходили оффлайн по жёсткому расписанию, что было неудобно.

Тогда Аркадий применил свой опыт в управлении цифровыми продуктами и запустил дистанционную обучающую платформу. Для разработки продукта он пригласил команду, которая до этого трудилась над родственным проектом Prophotos — в неё входили и мы.

Какая задача стояла перед нами?

Масштабирование такого продукта нужно было продумывать сразу, ведь для его окупаемости нужны десятки тысяч пользователей. Минимальным жизнеспособным продуктом в данном случае была не видеозапись курса, а первая версия системы управления обучением (LMS).

Нам с командой клиента предстояло создать с нуля и запустить классический образовательный продукт с функциями для двух групп пользователей — ученики и преподаватели.

Ученики должны были регистрироваться, самостоятельно выбирать и оплачивать курсы, проходить видеоуроки, загружать результаты домашних заданий и получать обратную связь. Преподаватели должны были видеть работы своих учеников, иметь возможность их комментировать и объяснять, что можно улучшить.

Решение

За 1 год мы запустили Fotoshkola.net — классическую платформу для онлайн-обучения, созданную на Ruby / Ruby on Rails, с основными функциями LMS:

  • Загрузка и просмотр видеоуроков
  • Организация видеоуроков в курсы
  • Регистрация пользователей и личный кабинет ученика
  • Оплата на сайте
  • Ограничение доступа к новым занятиям без выполнения домашнего задания
  • Мессенджер для общения ученика с преподавателем
  • Комментирование результатов заданий с возможностью оставлять комментарии-метки в любом месте загруженного изображения и другие.

Упаковка образовательного продукта

Быть первыми с какой-то идеей в онлайне — всегда преимущество. Но оно временное, конкуренты появляются достаточно быстро. Поэтому основатели школы потратили много денег и времени на качественную съёмку курсов — так можно было показать, что обучение проводят эксперты.

Но сам по себе контент не мог быть преимуществом, так как обучающие пособия и ролики можно было найти в интернете. Мы усилили его с помощью удобного просмотра занятий, системы организации уроков в курс и личного кабинета для образовательной платформы. Повторить такое быстро на момент запуска не смог бы ни один конкурент.

Удобная платформа для прохождения курсов по фотографии

Чтобы качественный материал и знания преподавателей превратились в обучение, необходимо организовать единую систему. Курс должен содержать уродки по порядку от простых до сложных, чтобы ученики усваивали знания. Мы реализовали классическую для edtech-продукта схему:

  • Пользователи выбирают курсы на сайте и могут сразу приобрести доступ к ним. Оплата реализована через платёжный шлюз, доступны разные виды платежей.
  • Программы могут быть разделены на отдельные занятия со своими сроками и условиями прохождения.
  • Ученики получают домашние задания и загружают результаты, без этого перейти к другим занятиям нельзя. Для прохождения курса не нужно ждать, пока задания выполнят другие студенты.
  • Учителя дают обратную связь — в виде комментариев к загруженным работам и в мессенджере с учениками. В первом случае мы сделали так, что оставить комментарий можно буквально в любом месте на изображении. Преподаватель может показать, что в каком-то месте хорошо удалась работа со светом и бликами, а в другом — пострадала перспектива.

Качественная обратная связь

Человечный подход — основная фишка фотошколы. Преподаватель должен быть не поисковой системой, отвечающей на вопросы, а живым источником знаний. Это и дисциплина — сроки и дедлайны, и поддержка — можно обсуждать что-то, делиться идеями.

С этой точки зрения Fotoshkola.net — это сочетание классического технологического решения и хорошей идеи. Основателям удалось чётко транслировать свою ценность аудитории на каждом шаге продукта.

Что получилось в итоге?

Проектирование, разработка и тестирование образовательного портала заняла год. После запуска команда проекта достаточно быстро получила первых пользователей, а вместе с ними и обратную связь. Evrone сопровождал продукт в течение нескольких технических обновлений, но в дальнейшем мы передали его на поддержку другому подрядчику.

Главной метрикой успеха стала проверка гипотезы — такой сервис действительно нужен пользователям, они готовы за него платить. За первые три года 40 000 учеников прошли более 30 разных курсов. Скоростное развитие, конечно, потребовало больших ресурсов. Школе удалось привлечь инвестиции в размере 5 миллионов долларов от фонда Bright Capital Digital. Эти деньги команда потратила на превращение школы в большое образовательное коммьюнити: добавили социальные функции, улучшили взаимодействие «ученик-преподаватель».

Также Аркадию Акулову удалось подружить Фотошколу с брендами фототехники — Canon, Nikon, Sony. Совместно с производителями преподаватели школы разработали курсы, которые помогали людям освоиться с приобретёнными камерами. По словам Аркадия, в какой-то момент в каждой коробке с камерой Canon, продаваемой в России, был купон на прохождение обучения в школе.

Советы по запуску образовательного продукта

В этом кейсе описаны нюансы создания классической платформы для онлайн занятий и онлайн курсов. Вот несколько советов для разных этапов развития, которые помогут вам, если вы решили создать подобный сервис.

До начала разработки

  • Начните с проектирования. Рассчитайте бизнес-модель образовательного проекта, продумайте монетизацию онлайн школы и поймите, сколько пользователей вам нужно привлечь, чтобы он зарабатывал. От этого зависит, какую инфраструктуру нужно предусмотреть на старте.
  • Рассмотрите разные варианты: разработка мобильного приложения или веб-версия, кроссплатформенная разработка или нативная. Это также будет зависеть от того, кто ваши пользователи, но не забывайте, что большинство всё равно будет пользоваться мобильными устройствами.
  • Приложения для обучения отличаются механикой подачи материала — уже на старте надо понимать, какая у вас будет методология.

Разработка

  • Найдите команду, у которой есть опыт создания нужных вам механик (например, разработка личного кабинета пользователя или образовательной платформы целиком) — так вы сможете объединить качество разработки с ценностью вашей идеи. Иначе вам придётся потратить время и объяснить разработчикам, как должен работать продукт.
  • Не забудьте рассказать команде разработки про будущие интеграции — как минимум придётся привязать к продукту эквайринг (онлайн-оплату), бухгалтерию, CRM.
  • Пока программисты создают mvp образовательного проекта, займитесь наполнением — ваш материал должен выглядеть достойнее, чем то, что можно бесплатно найти в интернете.
После запуска
  • Сразу начинайте собирать обратную связь от учеников. Вы должны как можно скорее устранить барьеры, которые мешают людям обучаться, и добавить полезные функции.
  • Не бойтесь критики — лучше быстрее узнать о проблемах, чем потерять пользователей из-за них.
  • Подключайте команду разработки к оценке новых идей. Так вы сможете выбирать одновременно работающие и уместные по ресурсам функции для будущих обновлений.

Если вы разрабатываете образовательный стартап, приложение для обучения или планируете запуск онлайн школы и хотите узнать, свободна ли наша команда для быстрого подключения к вашему проекту — оставьте сообщение в форме внизу и мы свяжемся с вами для знакомства с продуктом.

Хочется отметить важные качества, присущие сотрудникам компании Evrone — нацеленность на результат, ответственность, профессионализм, дисциплинированность. Благодаря внимательному подходу сотрудничество получилось эффективным и приятным. Наши успешные партнерские отношения позволяют рекомендовать Evrone.ru как надежную и высокопрофессиональную компанию.
Аркадий Акулов
Основатель prophotos.ru и fotoshkola.net
Связаться с нами
Нужна команда?
Давайте обсудим ваш проект
Прикрепить файл
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Допустимые типы файлов: jpg jpeg png txt rtf pdf doc docx ppt pptx.