Главная / Блог / Хокон Виум Ли: «Возможно, мы уже живем в метавселенной. А если это так, ещё одна нам не нужна»

Интервью с автором CSS Хоконом Виумом Ли

April 2023

Вступление

Мы поговорили с Хоконом Виумом Ли, одним из выдающихся деятелей веб-индустрии. Хокон внес значительный вклад в веб-стандарты и развитие Интернета. Он занимал должность CTO в Opera Software с 1998 до 2016 г., вплоть до момента, когда компанию приобрели новые владельцы. Самая известная работа Хокона — разработка каскадных таблиц стилей (CSS) в сотрудничестве с Тимом Бернерсом-Ли и Робертом Кайо в CERN в 1994 году.

Интервью

Evrone: Все знают, что вы тот человек, который придумал CSS, но мало кто в курсе, как вы выбрали свою профессию. Расскажите, где вы учились и как пришли в CERN?

Хокон Виум Ли: В 1980 году, когда мне было 15, я как-то заглянул в колледж моего родного города Халден (Норвегия) и оказалось, что там есть компьютер Apple II. С этого дня моя жизнь круто изменилась. В то время персональных компьютеров было совсем мало — IBM выпустила свой ПК только на следующий год. Я просто прилип к компьютеру, и почему-то к этому отнеслись с пониманием. Компьютеры стали моей страстью, особенно увлекло создание компьютерных игр в цвете и со звуком.

Когда я подрос и начал обучение в колледже, я, естественно, выбрал computer science. На последнем курсе я учился в Колледже Западной Джорджии (теперь это Университет), где делал упор на занятия математикой, чтобы наверстать то, что на младших курсах жертвовал ею ради программирования. Математика очень важна.

Следующий переломный момент случился в 1986 году, когда в компании Norwegian Telecom Research я открыл для себя интернет. Я стал свидетелем того, как из Сан-Франциско пришло электронное письмо, и сразу понял, что это изменит и мою жизнь, и жизнь многих людей. Я снова прикипел к экрану и провел множество часов в онлайновых дискуссионных группах. В интернете я открыл для себя истинную свободу самовыражения и культуру хакеров. Я нашел книгу Стивена Леви «Hackers» и проникся этикой хакеров.

Прочитав книгу Стюарта Брэнда «The Media Lab», я постарался попасть в ту самую лабораторию, где провел два года. Медиа-лаборатория была фантастической средой для обучения и экспериментов, у нас были все необходимые компьютеры и соединения для создания Всемирной паутины. Тем не менее, WWW создали не здесь, а в Европейском центре ядерных исследований (CERN). В то время в CERN компьютеры рассматривались не как самостоятельная ценность, а всего лишь как рабочие инструменты для физиков. Всё изменилось, когда Тим Бернерс-Ли придумал HTML, HTTP и URL. Свой вклад во взрывной рост интернета внес и Роберт Кайо.

Для ясности: я не работал в CERN, когда изобрели веб, но я услышал «большой взрыв» и устремился туда. Когда я попал в CERN в 1994 году, то увидел, что технологии не хватает важнейшей части: возможности описания цветов, шрифтов, типографского оформления текста. Именно тогда я начал работать над CSS.

Все исследования, которые я должен был сделать, прежде чем предлагать CSS, я провел позже. Они вылились в докторскую диссертацию, которую я защитил в Университете Осло.

Evrone: В одном из своих прежних интервью вы упомянули, что вам нравится Linux и ноутбуки ThinkPad. В 2023 году ваши предпочтения остались прежними?

Хокон Виум Ли: Да. Сейчас я набираю этот текст на ThinkPad X250, на модели, впервые представленной в 2015 году. Я проапгрейдил его, поставив накопитель 4TB SSD, что позволяет возить с собой мой архив: практически все электронные письма, которые я написал с 1986 года, и все фотографии, которые я когда-либо делал. Моя любимая операционная система — Linux Mint. Для работы я в основном использую браузер Opera, а также Emacs (для электронной почты и редактирования HTML). У X250 есть физический порт VGA и ethernet-порт. Физические порты выручили меня в сложных ситуациях во время путешествия на плоту по Тихому океану.

Кстати, поскольку я научился печатать до того, как компьютеры стали оснащаться клавиатурами с норвежскими буквами, я пользуюсь машинами с американской раскладкой. На Ebay широкий выбор подержанных ThinkPad такого рода.

Evrone: Сейчас практически никто не делает сайты вручную с помощью HTML+CSS. Как вы считаете, это положительная тенденция или отрицательная?

Хокон Виум Ли: Я рекомендую всем начинающим веб-дизайнерам для начала вручную писать код HTML и CSS. Когда ты что-то строишь, важно понимать, что за строительные блоки используешь. В интернете необходимо разбираться, что за биты «идут по проводам», а не только понимать про пиксели фронтенда или данные бэкенда.

Тем не менее, бывают веские причины для использования чужого кода, часто обернутого во фреймворки. Некоторые фреймворки создают сложный, запутанный, отвратительный CSS-код, лишенный всякого чувства стиля, и совершенно не вызывают желания их использовать. Однако другие сами по себе являются произведением искусства и позволяют создавать адаптивные сайты за считаные минуты.

Лично я предпочитаю писать код вручную, в полной мере используя HTML и CSS, с минимальными фрагментами на JS, когда это необходимо. Если бы я хотел использовать фреймворк, я бы обратил внимание на W3.CSS. У меня нет никаких связей с w3schools, но меня впечатляет неизменно высокое качество их учебных материалов. Я черпал из них вдохновение, когда писал руководства по конвертированию HTML и CSS в красивые PDF-документы.

Evrone: Создание анимированных видеороликов и анимации на чистом CSS стало хобби для дизайнеров и фронтенд-разработчиков. Это хороший способ изучения возможностей CSS?

Хокон Виум Ли: Конечно! На первом этапе проектирования я даже и не думал о CSS Art. Впервые я понял, что у нас будет движение по прикладному искусству CSS, когда Саймон Дэниелс показал свой CSS-дизайн для предстоящего релиза Internet Explorer 3. Саймон создал несколько потрясающих демок, никогда ранее не встречавшихся в интернете.

С тех пор искусство CSS дарит нам нескончаемые часы развлечения и восторга. Часто, чтобы понять, «как, черт возьми, они это сделали?!» мне приходится смотреть исходный код.

Evrone: За время работы в должности CTO в Opera Software у вас наверняка сформировалось чёткое представление о будущем интернета. Как он будет выглядеть в обозримом будущем, скажем, в ближайшие 5–10 лет?

Хокон Виум Ли: Нашей главной задачей в Opera было не допустить, чтобы интернет стал частной собственностью Microsoft или Netscape. Создание технических стандартов было главным оружием в войне браузеров. Придерживаться этих стандартов было не менее важно; кто-то должен был показать, что стандарты реализуемы. И кто-то должен был разоблачить тех, кто стандарты не поддерживает. Я написал открытое письмо Биллу Гейтсу о плачевном состоянии поддержки стандартов в Internet Explorer. Кроме того, мы разработали для всех браузеров тест Acid2, который показывал, поддерживаются ли в них основные требования CSS.

Нужно добавить, что многие сотрудники Microsoft и Netscape так же упорно работали над поддержкой стандартов. И выпущенный в 2009 году Internet Explorer 8 успешно прошел тест Acid2.

Заглядывая в будущее, я не вижу никаких серьезных препятствий на пути развития интернета. Нет крупных конкурентов, которые могли бы пустить нас под откос. HTML, CSS и JavaScript будут процветать и через 10 лет.

Я лично попытаюсь в следующем десятилетии добиться, чтобы CSS стал естественным выбором при печати книг. Бумажные книги останутся с нами и в будущем, очень важно, чтобы мы могли создавать печатные книги на основе веб-страниц, без дорогостоящего ручного труда. Я уже работал над воспроизведением великолепного дизайна Эдварда Тафти с помощью CSS. Программа Prince способна создавать развороты, как у Тафти, если вы следуете этому руководству. (Признаюсь, я председатель совета директоров этой компании).

Evrone: Термин «метавселенная» становится все популярнее. Как вы считаете, может ли такая идея изменить современный мир?

Хокон Виум Ли: Дэйва Рэггетта в основном знают как одного из создателей HTML наряду с Тимом Бернерсом-Ли и Дэном Коннолли, но он также работал над тем, чтобы сделать виртуальную реальность частью раннего веба. На первой конференции по WWW, проходившей в CERN в 1994 году, он представил формат VRML (Virtual Reality Markup Language, Язык Моделирования Виртуальной Реальности). Но веб построили не на VRML, а на HTML, который также является наследием Дэйва. Можно, конечно, утверждать, что виртуальная реальность не достигла успеха в те ранние дни из-за отсутствия нужного оборудования, но что-то я не вижу сейчас, чтобы «метавселенная» взлетела. Facebook уделяет много внимания и вкладывает много денег в VR, но добивается ограниченного успеха. Ну а лично я не хотел бы жить в виртуальном мире, где корпоративные неурядицы накладывают ограничения на мою жизнь.

При этом я верю, что человечество живет в компьютерной симуляции, ограничения в которой задает Бог. Наш мир не случаен. Возможно, мы уже живем в метавселенной. А если это так, ещё одна нам не нужна.

Evrone: ChatGPT, чат-бот с искусственным интеллектом, продемонстрировал невероятный скачок в развитии нейронных сетей. По вашему мнению, может ли эта технология перерасти в нечто большее, например, в настоящий ИИ?

Хокон Виум Ли: Как и многих, меня озадачил такой резкий скачок. Но в общем-то я оптимист, и надеюсь, что мы можем использовать эту технологию во благо. Одним из её применений может стать помощь роботов в разрешении мелких тяжб, ибо адвокатам и судьям приходится разбирать слишком много дел. Если же компьютерам предоставить доступ к законам и решениям судов, компьютеры смогут предлагать предварительные решения споров. Это одна из причин настаивать на том, что законы и судебные решения, которые по факту оплачены из денег налогоплательщиков, были общедоступны (при необходимости анонимно). В Норвегии гильдия юристов активно выступает против предоставления такого доступа — им не хочется терять клиентов и доходы. Борьба за открытость данных станет еще важнее с появлением умных чат-ботов — вы же не хотите, чтобы суд выносил по вам решение на основании засекреченных документов.

Evrone: Один из необычных фактов вашей биографии — вы были членом экипажа экспедиции Кон-Тики 2 и провели 43 дня в океане на огромном плоту из бальсового дерева. Что больше всего вас поразило во время плавания?

Хокон Виум Ли: Остров Пасхи (или Рапа-Нуи, как называют остров коренные жители) — самая уединенная цивилизация в мире. Неизвестно, как и когда люди впервые попали на остров. Экспедиция хотела проверить, можно ли было доплыть из Южной Америки до острова Пасхи на примитивном плоту. Плоты относительно легко построить, и на них можно перевозить людей и оборудование. Но они не слишком хорошо плавают, к тому же до острова Пасхи из Южной Америки приходится плыть против ветра. Кроме того, это далеко — примерно такое же расстояние, как от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса.

Оказывается, до острова Пасхи можно доплыть на плоту, и появление острова вдали — совершенно потрясающее зрелище. Первые поселенцы, прибывшие на остров, должно быть, тоже были в восторге, увидев его.

Другим экстраординарным событием стал спуск в океан научного измерительного устройства (так называемого CTD) на глубину 2046 метров. Прибор регистрирует температуру, уровень кислорода и другие параметры, нужные океанографам. Со спутника можно измерять температуру только на поверхности. Чтобы достичь глубины 2046 метров, использовался очень длинный и прочный трос. Он так запутался при хранении под палубой, что на распутывание мы потратили несколько недель. Мы очень гордились собой, когда прибор вынырнул из океанских глубин и загрузил собранные научные данные из бортового хранилища. Только из них мы узнали, что он достиг глубины 2046 метров.

Передача данных оказалась нетривиальной задачей. Я узнал, что USB-кабель на плоту, во влажной и соленой среде, примерно через неделю прекращает работать. Запасной кабель, тщательно завернутый в пластиковый пакет, работает еще неделю.

Evrone: Расскажите немного о других своих интересах? Как вы заинтересовались изготовлением орга́́нов и выращиванием яблок?

Хокон Виум Ли: Увлечение яблоками объяснить проще всего. Мне всегда нравился яблочный сок. Особенно когда в нем тот тонкий баланс между сладостью и терпкостью, который есть у яблок северных сортов. Именно поэтому я посадил фруктовый сад. Наш климат не подходит для производства вина, но наш яблочный сок лучше большинства прочих. В Германии, Франции, Италии и Калифорнии вам предложат хорошее вино, но пробовали ли вы когда-нибудь в этих местах незабываемый яблочный сок? Мне он запомнился только тем, что был слишком сладким.

Кроме того, есть что-то прекрасное в рядах яблонь, особенно когда они цветут в мае. Каждый из этих цветков, превращающихся в сочные плоды, — это маленькое чудо. Затем приходит пора сбора урожая. Собирать яблоки легко, особенно если деревья удобной высоты посажены рядами. Отжим сока — захватывающее занятие: каким будет вкус у урожая этого года? Завоюют ли наши бутылки приз в этом году? Мы выиграли приз «Лучший яблочный сок Норвегии» в 2017 и 2020 годах! (смущаюсь и краснею, как яблоко в сентябре).

Интерес к орга́́нам возрастал постепенно. В детстве мы смотрели по французскому телевидению мультсериал «Жил-был человек». Он начинался и заканчивался токкатой и фугой ре-минор Иоганна Себастьяна Баха. Этот суперхит органного мира надолго поселился во мне. Позже я больше узнал о конструкции органов и обнаружил, что они невероятно сложные, с комбинаторикой, как у компьютеров. Тот факт, что такие инструменты изготавливали из дерева, металла и кожи, тоже меня поразил. Когда я услышал, что одной из немногих оставшихся органных мастерских нужен новый владелец, я решил им стать.

Я не думаю, что когда-нибудь овладею мастерством изготовления органов, но мне нравится участвовать в процессах планирования, изготовления и установки органов. Большинство из них предназначено для церквей. В Норвегии довольно много средневековых церквей, построенных около середины XII века. Все они охраняются как исторические памятники, и создание нового инструмента для старинной церкви требует множества различных знаний. Нужно разбираться в истории, в литургии, музыке, акустике, живописи, в золочении, металлообработке и в столярном ремесле. В идеале люди, приходящие в церковь, будут думать, что этот орган не новодел, а был там всегда.

Evrone: И наш традиционный заключительный вопрос — как вы добиваетесь баланса между работой и личной жизнью?

Хокон Виум Ли: На самом деле мне трудно их разделить. Электронная почта, как правило, забирает всё мое время и энергию, всегда имеется сообщение, на которое я ещё не ответил. Я думаю, важно понимать, что работа — это временная позиция, которую однажды придется покинуть. Когда это произойдет, очень важно, чтобы у вас была содержательная личная жизнь. Через 20 лет я не буду праздновать Рождество со своими коллегами, но надеюсь, что рядом со мной будут члены моей семьи, возможно, даже внуки.
Кроме того, мне нравится общаться с молодыми умными предпринимателями, в стартапы которых я делаю инвестиции. Я инвестировал около 20 компаний в Норвегии. В основном это работа, но одновременно и способ знакомиться с новыми людьми.

Заключение

Нам было интересно пообщаться с Хоконом Виумом Ли. Его новаторская работа в области веб-разработки и пропаганда стандартов оказали огромное влияние на отрасль, каскадные таблицы стилей произвели революцию в разработке и презентации веб-сайтов. Его идеи и опыт бесценны и, несомненно, будут вдохновлять и будущие поколения веб-разработчиков.

Evrone предлагает индивидуальные решения по разработке программного обеспечения с учётом специфических потребностей наших клиентов. Если вам нужна помощь с реализацией проекта или идеи, или вы просто хотите узнать больше о наших услугах, отправьте нам сообщение через форму ниже, и мы с вами всё обсудим.

 

Когда я попал в CERN в 1994 году, то увидел, что технологии не хватает важнейшей части: возможности описания цветов, шрифтов, типографского оформления текста. Именно тогда я начал работать над CSS
Хокон Виум Ли
Создатель CSS
Будем на связи
Прикрепить файл
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Допустимые типы файлов: jpg jpeg png txt rtf pdf doc docx ppt pptx.