Аутстаффинг в IT: зачем это нужно бизнесу
Сегодня весь крупный бизнес занимается разработкой: банки, маркетплейсы, ритейлеры имеют свои IT-подразделения. Но называть их IT-компаниями не правильно, ведь основной бизнес связан с другим, и технологии просто его поддерживают.
Для IT-компаний разработка — это основная деятельность. Глобально такие фирмы можно разделить на две большие группы. Первая создает собственные программные продукты, например, Adobe или Oracle. Они придумывают, производят и поддерживают и продают ИТ-решения.
Вторая группа занимается заказной разработкой: создает программное обеспечение по заказу и требованиям других организаций. Например, вы хотите открыть интернет-магазин. Будете ли вы с нуля формировать отдел ИТ? Вряд ли. Это дорого, долго и абсолютно нерентабельно. Ведь после окончания работ эти люди вам уже не понадобятся. Вы заказываете целый проект или приглашаете профессионалов, которые решат вашу проблему. Без затрат на подбор, рекрутинг, больничные и отпуска.
Есть разные формы сотрудничества. Аутстаффинг ИТ-персонала — одна из самых популярных. Это аренда одного программиста или целой группы, которая на время станет частью вашей команды. При этом планирование и менеджмент остается полностью на стороне заказчика. Вы сами выбираете приоритеты, отдаете поручения и контролируете сроки. И не волнуетесь о том, что ключевой сотрудник внезапно уволится. Это ответственность исполнителя — вовремя заменить заболевшего или уволившегося человека.
Ниже мы подробнее расскажем о том, как устроен аутстаффинг IT-специалистов, и какие преимущества и риски это несет.
Что такое аутстаффинг в IT?
Аутстаффинг — калька с английского out staff — вне штата. Это модель, при которой клиент нанимает разработчиков, но официально они работают на компанию-подрядчика, вне штата заказчика, но под его прямым руководством.
Аутстафф программистов актуален для организаций, где уже выстроена разработка. Это крупные и средние предприятия с внутренним отделом IT и менеджментом. В зависимости от задач количество занятых людей может меняться, и важно быстро менять состав группы, чтобы не терять деньги и время.
В чем разница между аутсорсингом и аутстаффингом?
Люди, далекие от мира ИТ, часто путают эти понятия. Оба означают виды сотрудничества, в зависимости от цели используется тот или иной вариант.
При аутсорсинге задачи по разработке делегируются подрядчику. При этом менеджмент и контроль за соблюдением сроков также лежит на исполнителе. Заказчик в процессе не участвует, а принимает готовый результат.
Аутсорс — вариант для организаций, у которых вообще нет своей ИТ-команды. Как в примере выше, вы открываете интернет-магазин и занимаетесь поставками, продажами, маркетингом. Но нужен программный продукт. Делегируйте его создание тем, кто обладает необходимой экспертизой для реализации вашей идеи. Вы сэкономите время и деньги и получите качественный продукт с гарантией.
Аутсорсинг актуален и для маленьких ИТ-отделов. У заказчика может быть персонал, но не хватать ресурсов или экспертизы для реализации отдельной фичи. Вы задумались об облачной инфраструктуре, но DevOps у вас нет. В таком случае логично нанять кого-то, кто возьмет весь пул по миграции на себя.
Третьей популярной причиной выбрать аутсорсинг являются непрофильные вопросы. Например, дизайн интерфейса нового сервиса. Есть возможность реализовать, но нет UI-дизайнеров, которые могли бы спроектировать будущую систему и сделать ее удобной для пользователей. В этом случает тоже удобно нанять людей, которые соберут аналитику и сделают прототип.
Есть еще один популярный способ — фриланс. Это тот же аутсорс, но исполнителем выступает индивидуальный специалист. Это актуально для малых предприятий, создания лендинга, настройки сервера и других разовых задач. Проблема в том, чтобы найти хорошего фрилансера, который сделает работу качественно и доведет ее до конца, а не исчезнет с предоплатой.
Основные различия трех видов можно представить в виде таблицы
Когда необходим аутстафф ИТ-персонала?
Решения о сотрудничестве со сторонними специалистами каждый бизнес принимает самостоятельно, однако есть несколько типичных ситуаций, когда аутстаффинг ИТ-специалистов оказывается лучшим решением:
- В штате нет профессионала с необходимыми навыками.
- Необходимо заменить ключевого сотрудника, когда горят сроки.
- Требуется больше рабочих рук, чтобы уложиться в сроки.
- Нужно ускорить релиз, потому что это напрямую влияет на развитие и быстрый возврат инвестиций.
Преимущества аутстаффинга ИТ-специалистов
Аутстафф возник в ответ на запрос рынка. Когда компании сталкиваются с кадровым голодом и сильно ограничены во времени, это лучший способ быстро закрыть потребности и уложиться в сроки. К основным достоинствам аутстаффинга относятся:
- Срочность. Быстрый найм без многоэтапных собеседований и оформления бумаг.
- Масштабирование. Возможность расширять/уменьшать команду по потребностям.
- Гибкость. Приглашенного человека можно заменить.
- Опыт. Привлеченные сотрудники имеют релевантный опыт в технологиях и сферах.
- Рост. Расширение ИТ-отдела позволяет быстрее реагировать на задания бизнеса и опережать конкурентов за счет инноваций.
Evrone готов подобрать и ввести в проект необходимого сотрудника менее, чем за две недели. При этом, не обязательно брать человека на полный рабочий день. Мы предлагаем работников разных грейдов, от middle+ до senior с релевантным опытом. Помимо разработчиков у нас можно арендовать DevOps- и QA-инженеров, менеджеров, аналитиков, knowledge manager и технических писателей. Evrone не ищет людей на рынке под ваш запрос, мы планомерно нанимаем лучших и позволяем им развиваться в выбранной сфере на интересных кейсах.
Мы действуем по сценарию умного аутстаффинга (Smart Outstaffing). Это означает, что наши клиенты получают доступ к консалтингу и знаниям всех наших сотрудников, и не ограничиваются знаниями только конкретного арендованного программиста.
Аутстафф программистов дает доступ к более широкой базе соискателей, поскольку часто компании не ограничиваются одним регионом или страной. Evrone 15 лет работает удаленно, у нас есть сотрудники из Европы, Азии и Латинской Америки c уникальным опытом в вебе и мобильной разработке. Мы выстроили эффективные процессы на удаленке, а теперь помогаем другим делать то же самое.
Очевидны преимущества для бизнеса. Но что насчет самих программистов? Работа со многими клиентами дает возможность совершенствоваться в рамках интересного направления, например, облачных систем или аналитики. Можно на практике увидеть, как одна технология используется в разных проектах и секторах. Плюс, мы всегда учитываем мнение сотрудника, когда предлагаем ему тот или иной проект.
Кто пользуется услугами ИТ-аутстаффа?
Модель удобна для фирм, которые занимаются разработкой или имеют крупное IT-подразделение. Для них критически важна гибкость и возможность оперативно реагировать на требования бизнеса. Аутстафф выбирают, когда нужно быстро набрать людей на короткий срок или под определенный проект, чтобы уложиться в сроки.
Среди крупных игроков рынка, с которыми работает Evrone — СберМаркет и МегаМаркет. В команду первого вошли наши фронтенд- и бэкенд-разработчики, тестировщики и knowledge manager, который построил базу знаний. Для маркетплейса мы предоставили Go-программистов, которые помогали внедрять новые рекламные и SEO-возможности на площадке.
Отдельная категория постоянных потребителей услуг аутстафф-разработчиков — стартапы. На этапе взрывного роста у них может не быть времени на подбор и оформление в штат нужных специалистов, поэтому они предпочитают арендовать рабочие руки, которые будут быстро закрывать задачи.
Популярной услугой для стартапов является выстраивание процессов. Большим коллективом сложно управлять, и в условиях нехватки времени лучше положиться на опыт других фирм, которые уже знают, какие проблемы могут возникнуть, и как их решить.
Одним из стартапов, которыми мы сотрудничаем, стал Master Delivery. Он придумал уникальное решение для прогноза нагрузки курьеров на последней миле — самом сложном этапе доставки. Решением заинтересовались российские и зарубежные сервисы. Благодаря этому стартап стремительно вырос, и времени на расширение собственного штата не было. Python-разработчики Evrone поддержали масштабирование сервиса, а Data Scientist помог с автоматизацией.
Как устроен аутстафф ИТ-разработчиков?
Аутстафф в российском законодательстве называется заемным трудом. Нормы регулируют порядок трудовых отношений между двумя фирмами, а также устанавливает их ответственность перед заемным сотрудником.
При аутстаффе всегда заключается договор, в котором прописаны суммы, сроки и порядок урегулирования любых спорных вопросов. Клиент при этом не имеет финансовых отношений с заемным работником. Он не платит ему напрямую, не может штрафовать или выписывать премии. Расчеты ведутся с юридическим лицом подрядчика, он же платит сотруднику, занимается больничными и отпусками.
Наше взаимодействие с клиентом происходит по следующей схеме:
- Обращение. Клиент связывается с нами, объясняет идею и технические требования.
- Консультация. Мы предлагаем способ реализации, и общий план действий.
- Формат. Подбираем удобный способ взаимодействия и оплаты: выделенная команда, Time&Material.
- План. Этот этап можно заменить нулевым спринтом. После изучения вводных, мы предлагаем схему и расписание итераций.
- Персонал. Предлагаем людей с нужными навыками, заказчик проводит техническое интервью.
- Документы. Согласовываем текст договора и приложений к нему, подписываем бумаги.
- Начало работ. Назначаем аккаунта, и приступаем. Получаем 50% предоплату.
Некоторые шаги можно пропустить (например, выбор формата). Качественная подготовка гарантирует успешное взаимодействие, поэтому еще до подписания договора мы стараемся точно выяснить потребности и подобрать лучшее решение.
Как выбрать хорошего поставщика аутстаффинговых услуг?
Выбор правильного контрагента позволит получить плюсы аутстафф-разработки и решить существующие проблемы, не создав новых. На что обратить внимание при выборе?
- Процессы. От того, как они настроены у подрядчика, зависит, насколько дисциплинированными будут приглашенные работники. Evrone предоставляет полное курирование проекта на всех этапах, учитывая специфику конкретного бизнеса. Настраиваем процессы, связанные с развитием ИТ.
- Формат. Важно, чтобы внутри приглашенной команды использовались те же методы, что и у заказчика. Evrone исповедует Agile+SCRUM. Придерживаемся итерационной модели, которая позволяет непрерывно предоставлять результат.
- Коммуникация. Заказчик в курсе,что происходит на проекте. Evrone управляет исполнением через Atlassian (Jira + Confluence).
- Экспертиза. Посмотрите на опыт в похожих проектах. Часто фирмы заказной разработки специализируются на определенных технологиях, и помимо рабочих рук могут предложить свою экспертизу.
- Репутация. Часто на больших проектах есть несколько аутстафф-групп. Поэтому основные игроки рынка знают друг друга не только по работе с сообществом (конференции, митапы), и могут порекомендовать надежного подрядчика.
Потенциальные проблемы
Главной неприятностью может стать невыполнение обязательств. Однако с крупными, зарекомендовавшими себя партнерами, обладающими внушительным портфолио, этот риск минимален. Вероятность того, что кто-то будет рисковать репутацией, ничтожно мала.
Новые клиенты часто переживают о безопасности, ведь новым членам команды требуется подготовить доступы к внутренним системам, базам данных и стейджам. Эта проблема легко решается созданием безопасного контура и окружений. В современных компаниях настроена Continuous Integration (CI), которая минимизирует влияние человека на прод (рабочую версию кода). Если вам нужно настроить архитектуру для безопасной коллективной работы, напишите нам. DevOps-подразделение Evrone провело много удачных интеграций.
Если для работы необходимы сведения, составляющие коммерческую тайну, приложением к договору становится положение о неразглашении (NDA). В котором по согласованию прописано, что является тайной, и насколько долго эта информация не должна разглашаться.
При использовании ИТ-аутстаффинга персонала заказчик несет большую ответственность, чем при других видах сотрудничества. Вводить в курс дела новых работников придется самостоятельно, что при большом количестве арендованных специалистов, требует много ресурсов. Поэтому аутстафф-разработка подходит именно большим компаниям с автоматизированным онбордингом.
Менеджмент на стороне клиента может быть как преимуществом, так и проблемой, если в штате нет подходящих специалистов или плохо развиты внутренние коммуникации. Хороший менеджер должен соответствовать общему уровню компетенций и строить коммуникации не только с группой, но и с другими подразделениями. Впрочем, если такого человека с экспертизой в IT нет, его тоже можно нанять по аутстаффу.
Вывод
Сегодня ни одна технологичная компания не обходится без ИТ-аутстаффа. Это предложение родилось в ответ на повышенный спрос быстрорастущего бизнеса, которому не хватает специалистов с нужным опытом и экспертизой.
Кратко об основных положениях, которые нужно учесть при выборе ИТ-аутстаффинга:
- Решение проблемы кадрового дефицита для компаний с выстроенными ИТ-процессами.
- Экономия на подборе ИТ-персонала и гибкость.
- Доступ к квалифицированным специалистам, которых нет на свободном рынке.
- Выбор проверенных исполнителей с реальным портфолио и репутацией.
Остались вопросы? Напишите нам через форму внизу, и мы расскажем вам о моделях сотрудничества, которые подойдут вам. Если вы хотите нанять разработчиков, можно связаться с нами любым удобным способом, наши менеджеры расскажут вам о возможностях и условиях.