Финансовое мобильное приложение для пользователей, которые не умеют читать

April 2020

В 2017 году к нам обратилась компания Humaniq с предложением создать блокчейн-платформу и финансовое мобильное приложение. Сложность задачи была в том, что целевая аудитория — жители развивающихся стран Африки и Азии, а там только начинают осваивать финансовую грамотность, да и с обычной грамотностью все непросто: люди часто не умеют читать и писать даже на родном языке.

Что касается финансовой грамотности, то, по данным аналитиков проекта, в этих странах от 30 до 52 % населения не имеет доступа к банковским услугам и опыта использования современных финансовых инструментов. Humaniq как образец технологии блокчейн и ее применения должен был стать таким инструментом, позволить пользователям осуществлять денежные переводы друг другу, дать возможность малому бизнесу обслужить свои потребности в платежах.

Перед нами поставили задачу разработать децентрализованное приложение с очень специфическими требованиями и ограничениями. В процессе разработки необходимо было учитывать следующее:

  • Мобильные устройства у пользователей слабые.
  • Пользователи не умеют читать и писать.
  • Если умеют читать, то на родном языке, а это сотни языков, и приложение должно быть понятно их носителям.
  • Служба поддержки должна отвечать пользователям на всех языках.
  • У пользователей, не владеющих грамотой, должна быть возможность общаться через приложение.
  • Пользователи не понимают, что такое безопасность в Сети и как ее обеспечить.
humaniq image

Работаем на слабом железе

В 2015 году Google запустил программу реализации доступных смартфонов для бедных стран. Также в этих странах популярностью пользуются самые дешевые китайские телефоны. На эти слабые телефоны предстояло ориентироваться и делать блокчейн-приложение для Android.

Всё покажем

Привычные финансовые приложения созданы по схеме «прочитал — сделал». К примеру, читаем сообщение: «Для регистрации укажите свое имя и номер телефона», «Укажите номер карты получателя», «Подтвердите платеж кодом из SMS» — выполняем указанные действия. Те, кто уже имеет опыт работы с такими приложениями, читают эти сообщения на уровне фонового внимания, выполняют многие операции интуитивно, на автомате. Но пользователи, впервые столкнувшиеся с подобными приложениями, без инструкции работать не смогут.

Было принято решение, что раз аудитория Humaniq не умеет читать, то всю информацию о последовательности действий мы будем доносить через изображения. Наши UX/UI-специалисты проанализировали все сценарии и вместе с дизайнерами создали изображения, поясняющие действия, которые требуются от пользователя в тех или иных ситуациях. К примеру, при регистрации в приложении необходимо сфотографировать себя — картинки показывают, как это сделать.

Humaniq face

Искусственный интеллект, который узнаёт

Стандартные способы обеспечения безопасности работы с приложением не подходили. Пользователи во многих странах Африки и Азии не имеют опыта хранения пароля и не понимают, что его потеря может привести к неприятностям, не сталкивались с мошенниками, которые выманивают у жертв логины, пароли, коды сообщений, подтверждающих проведение операции.

Мы реализовали регистрацию в приложении и подтверждение платежей с помощью биоидентификации — через распознавание лица. Основой стал сервис FindFace. Его интегрировали в приложение, и результаты первых лабораторных тестов оказались хорошими.

Однако во время тестового запуска применение технологии FindFace преподнесло сюрприз — алгоритм был натренирован на лицах европейцев, а не на лицах с темным цветом кожи. Система не могла определить индивидуальные особенности лиц, выделить детали на темных участках, особенно если снимок был сделан при недостатке света. Добавляло проблем и то, что в целевых регионах люди пользуются дешевыми телефонами с плохими фронтальными камерами. Мы обратились к разработчикам сервиса, и они смогли решить эти проблемы, в итоге вышел апдейт, который гарантировал необходимый результат.

У идентификации по лицу есть одно уязвимое место: ее можно провести по фотографии. Чтобы исключить этот вариант, в приложении мы предлагаем пользователям не просто сфотографировать себя, а сделать несколько кадров с разными эмоциями. Это гарантирует, что в кадре живой человек. Инструкция о том, как нужно выражать эмоции, соответствует бестекстовой концепции и выполнена через набор изображений.

Подход к паролям также был изменен. Человеку, не умеющему писать, сложно запомнить бессмысленные закорючки английского алфавита. А вот значки — вполне. Для каждого пользователя приложение генерировало набор символов из геометрических фигур, листиков, грибочков.

humaniq app interface

Говорящий кошелёк

При осуществлении переводов друг другу пользователи должны иметь возможность общаться. Как оказалось, многие представители целевой аудитории активно используют WhatsApp — обмениваются через него голосовыми сообщениями. Так пришли к идее голосовых чатов.

В форме голосового чата реализовали концепцию работы службы поддержки. Суть концепции в том, что голосовое сообщение пользователя сначала преобразуется в текст и переводится на английский язык. Специалист службы поддержки дает письменный ответ, который преобразуется в голосовое сообщение на языке пользователя. Для распознания голоса использовался сервис Google Cloud Speech-to-Text. Для преобразования текста в голос — сервис Amazon Amazon Polly, так как Google на тот момент не умел это делать.

Механизм показал хорошие результаты работы с теми языками, которые Google уже поддерживает, а это 120 языков. Но пока не охвачены все необходимые для проекта языки. Количество поддерживаемых языков растет, и в ближайшем будущем такую систему поддержки пользователей можно будет развернуть в полной мере.

what is humaniqHumaniq Photos

Переводы без комиссии

Для Humaniq на базе Ethereum с использованием стандарта ERC-20 был создан собственный токен HMQ. Приложение, по сути, является его кошельком с дополнительными функциями. В блокчейн-сети Ethereum предусмотрены комиссии за перевод криптовалюты между кошельками, но проект ориентирован на людей с маленьким доходом. Было важно осуществлять переводы без комиссий внутри системы. Чтобы полностью исключить комиссию за переводы токена HMQ, мы создали приватный блокчейн. Для этого написали на Python специальный прокси-сервис. Это позволило проводить внутренние транзакции, используя собственные вычислительные мощности для обработки блоков и не платя комиссию майнерам, а при необходимости внешних транзакций взаимодействовать с публичным блокчейном Ethereum.

Команда разработки Humaniq

Humaniq developers teamHumaniq developers

Результат работы

Разработать MVP удалось за 6 месяцев. Первый релиз состоялся осенью, а в конце года заработало приложение, уже связанное с внешним блокчейном.

Мобильное приложение Humaniq — это продукт для необычного рынка, с использованием интересных решений, который показывает, что можно работать даже с очень непростой аудиторией. Благодаря этому опыту мы теперь способны создавать приложения, удобством и интуитивной простотой которых будут удивлены даже марсиане.

Мы любим Vexor и используем его для наших проектов с открытым исходным кодом на GitHub. Мы ценим эту платформу, так как она позволяет нам строить инструменты, а также нам нравится новая контейнерная инфраструктура для более быстрой сборки.
Антон Мозговой
CTO, Humaniq.com - Блокчейн платформа и финансовое мобильное приложение
Будем на связи
Прикрепить файл
Максимальный размер файла: 2 МБ.
Допустимые типы файлов: jpg jpeg png txt rtf pdf doc docx ppt pptx.